Добыча, переработка и транспортировка полезных ископаемых

Погрузка сырой нефти от берегового резервуарного парка в морские танкеры в зимний период времени в ледовых условиях Арктики с использованием единого шланга-швартова для швартовки и отгрузки нефти

Состав лота: Портфель патентов РФ, США, Канады, зарубежные заявки, рабочая документация
Вид передачи права: Исключительная лицензия (отчуждение)
Территория действия лицензии: Российская Федерация, США, Канада
Срок действия лицензии: на срок действия патента
Начальная цена: 85 000 000 рублей
Вид вознаграждения: Паушальный платеж

Описание, решаемые задачи:

Использование для отгрузки текучей среды, преимущественно нефти, от берегового резервуарного парка в морские танкеры путем обеспечения как швартовки танкеров к рейдовому причалу, так и для одноопорной швартовки в любой момент времени с последующей рейдовой отгрузкой нефти в зимний период времени в ледовых условиях.

Разработанная система одноопорной швартовки позволяет осуществлять рейдовую отгрузку нефти от берегового резервуарного парка в морские танкеры в зимний период времени в ледовых условиях путем обеспечения как одноопорной швартовки танкеров к рейдовому причалу, так и отгрузки нефти в любой момент времени вне зависимости от преобладающего ветра и состояния моря, в наиболее удобном для него направлении, с возможностью поворота танкера по полному кругу. При этом полностью исключена возможность перекручивания шланга-швартова.

Ледокол содержит корпус с выполненными в нем вертикальными сквозными направляющими шахтами и палубой. На палубе установлен водолазный пост с водолазной шахтой, выполненной в корпусе ледокола. Ледокол снабжен устройством для защиты гибкого шланга подводного трубопровода от воздействия льда, по 1-му варианту выполненным в виде цилиндра, снабженного направляющими для перемещения в вертикальной сквозной шахте, выполненной в кормовой оконечности корпуса. По 2-му варианту ледокол снабжен устройством для защиты гибкого шланга подводного трубопровода от воздействия льда, выполненным в виде понтона, имеющего шахту обслуживания гибкого шланга и установленного в положении по-походному на палубе. Система одноопорной швартовки и обслуживания судов снабжена ледоколом обеспечения рейдовой отгрузки нефти. Способ одноопорной швартовки и обслуживания судов проводят с помощью предлагаемого ледокола, позволяющего осуществлять одноопорную швартовку и обслуживание танкера по транспортированию нефти в ледовых условиях, причем швартов и шланг для транспортирования текучей среды выполнены в виде единого шланга-швартова. Достигается возможность осуществления рейдовой отгрузки текучей среды, преимущественно нефти, от берегового резервуарного парка в морские танкеры в зимний период времени в ледовых условиях

Промышленная система одноопорной швартовки и обслуживания танкеров была создана в прибрежной части Печорского моря в районе п. Варандей с использованием дооборудованного ледокола «Капитан Николаев» и сдана в эксплуатацию рабочей комиссии 24 сентября 2002, а государственной комиссии 5 июня 2003 г. Первая отгрузка нефти началась 24 сентября 2002 г. Комплекс запатентован, получен патент РФ № 2201375, подана международная заявка № PCT/RU02/00515, дата международной подачи от 02 декабря 2002, публикация международной заявки WO03/082664 от 9 октября 2003 года, получен патент США № 7,270,066. Патент Канады № 2,513,180, заявка № 02 807 506.7 на выдачу европейского патента, по которой получено Решение о выдаче патента. Авторы изобретения - Куликов Н.В., Рукша В.В.

С помощью стандартного терминала-аналога (без использования шланга- швартова) погрузка нефти на один танкер летом производилась около 5 суток, а зимой около 7 суток в зависимости от ледовой обстановки.

В сравнении с этим стандартным терминалом – аналогом (без шланга-швартова), с помощью предлагаемого терминала погрузка нефти на танкер производится за 36 часов как летом, так и зимой.

При этом производительность погрузки нефти на танкер по сравнению с аналогом увеличилась на 60 % , а себестоимость 1 тонны отгружаемой нефти уменьшилась на 20%.

Система одноопорной швартовки по сравнению с аналогом значительно надежнее и проще в эксплуатации.


Европейское патентное ведомство

WIPO

Евразийское патентное ведомство

Роспатент